8. Сигналы бедствия
К сожалению, история аварий знает немало примеров, когда неумение подать сигнал бедствия стоило людям жизни.
Между тем, существует целый арсенал средств привлечения внимания спасательных команд, а также случайно оказавшихся в районе бедствия самолетов, вертолетов, судов. Не станем описывать сложные сигналы бедствия, требующие применения специальных радио- и светосигнальных средств. Расскажем о простейших.
Пиротехника. Мало найдется аварийных наборов, в комплект которых не входили бы одна или несколько парашютных ракет. Для того, чтобы привести ракету в действие, надо зажать ее в левой руке, оттянуть защитный колпачок, направить сопло в небо и выдернуть запальный шнур. Сигналом бедствия в данном случае служит красная, малиновая одно- или многозвездочная яркая вспышка в небе. В некоторых случаях - сочетания ракет других цветов. К недостаткам ракет можно отнести их значительные размеры и вес.
Предел обнаружения ночного сигнала (ярко-оранжевое или малиновое пламя) достигает 10-15 километров. Дневной сигнал (малиновый дым) хорошо различим на фоне снега, льда, воды, но, например, в песках пустыни или густолесье его можно не заметить в трех сотнях шагов.
Сигнальное зеркало. Инженеры подсчитали, что яркость светового сигнального зайчика при угле стояния солнца в 90 градусов составляет без малого семь миллионов свечей! Вспышка сигнального зеркала в безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1-2 километра на расстоянии в 20-25 километров, а в некоторых случаях - до 40 километров. Кстати, сигнальным зеркалом можно давать аварийный сигнал не только днем, но и ночью в полнолуние. Опишем три типа зеркал.
Сигнальное зеркало представляет из себя металлическую пластину, отполированную с одной стороны до зеркального блеска. В центре пластины находится круглое, чуть больше спичечной головки, отверстие. Через это отверстие и отверстие в удерживаемом с наружной стороны зеркала целике следите за движением интересующего вас объекта (самолетом, судном, человеком). Одновременно поймайте отраженный от поверхности зеркала "зайчик" на целик. На нем же - целике – найдите тень от крестообразной насечки, нанесенной на рабочей поверхности зеркала. Совместите центр насечки с отверстием на целике и продолжайте следить за объектом.
Наконец, можно прикрепить фольгу к куску фанеры, доске или раздвоенной на конце ветке и полученную блестящую пластину свободно подвесить на открытом месте на верхушке вбитого в землю высокого шеста. Пластина, постоянно вращаясь на ветру, будет давать хорошо заметные световые сигналы.
Для общения с пилотами вертолета существует специальная международная сигнализация жестами.
Таблица 8.1
Сигналы бедствия
Значение |
Жесты |
«Здесь сигнальщик!» |
руки вверх, ладони внутрь |
«Да" или "Здесь посадка! Мы нуждаемся в помощи!» |
руки вверх |
«Нет" или "Посадка невозможна! Мы не нуждаемся в помощи!» |
левая рука вверх, ноги вместе |
«Прямо» |
руки подняты, согнуты в локтях, ладони назад. Ноги на ширине плеч. Покачивание предплечьями назад |
«Назад» |
руки поднимать вперед до уровня плеч. Ладони вперед |
«Все ясно» |
правая рука вперед в кулаке, большой палец вверх |
«Ниже» |
покачивание вниз прямыми руками, ладони вниз |
«Выше» |
покачивание вверх прямыми руками, ладони вверх |
«Посадка» |
руки скрестить перед собой внизу |
Если потерпевшие по тем или иным причинам решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям самостоятельно, то место, где произошла авария, необходимо пометить с помощью описанных выше способов, а в направлении движения в обязательном порядке выложить хорошо различимый с воздуха знак из международной кодовой таблицы.
В ходе движения необходимо как можно чаще метить свой маршрут - обламывать ветки, делать затесы на стволах деревьев, складывать в заметных местах ненужные вещи и т.п.
В труднопроходимой местности метки должны располагаться в пределах прямого обнаружения - от одной метки должна быть видна другая.